Кстати, интересная тема – езда с заблокированным колесом.
Считается, что мотоцикл с заблокированным передним колесом, неуправляем, а с заблокированным задним, уйдет в лоусайт. Давайте попробуем разобраться.
Когда мотоцикл движется на вращающихся колесах, в точке касания асфальта, конечно кроме поступательного движения колеса и веса мотоцикла, действует сила сцепления с дорогой, которая состоит из: коэффициента сцепления (КС), момента сопротивления качению (МСК) и давления на дорогу, т.е., веса мотоцикла, который постоянен.
Момент сопротивления качению (МСК) используется задним колесом для ускорения мотоцикла, передним, для изменения траектории движения. Он немного меняется в зависимости от ускорения и активности рулежки.
Коэфф. сцепления (КС) на обоих колесах одинаков и поэтому они (колеса) едут друг за другом.
Заблокируем заднее колесо.В точке касания МСК стремится к бесконечности, сила сцепления, соответственно, тоже. Высвобождается огромное количество энергии, которая взрывообразно поднимает температуру в точке касания и шина начинает плавиться. Все видели расплавленную резину? Жидкая, скользкая субстанция. Поставьте на такую мотоцикл. Хуже, чем лед. Да, колесо начинает скользить. Коэффициент сцепления, который в обычном состоянии 0,6-0,8 стремится к нулю.
Вернемся к конструкции в целом: Переднее колесо – сила сцепления = КС (0,7) х МСК (15-35), ~ 17,5. Заднее колесо – сила сцепления = 0,1 х 6 (кстати, это МСК для железа об асфальт.. тем, кто выше читал)) = 0,6. Итак, передок сопротивляется на 17,5 единиц, а задок меньше чем на 0,6.
Заднее колесо тут же начинает обгонять переднее.Попробуйте взять модельку мотоцикла и смоделировать ситуацию обгона заднего колеса передним на столе. Кстати, если в этой ситуации не менять угла между колесами (не рулить) конструкция просто изменит вектор движения. Если начать руление, мотоцикл сложится и ляжет на бок – лоусайт.
Кстати, мастера гонок используют снос заднего колеса для более эффективного входа в поворот.Заблокируем переднее колесо.Передок 0,1 х 6 = 0,6, задок 0,7 х 25 = 17,5. Повторюсь – если не менять угла между колесами, ничего не произойдет. Вообще ничего. Мотоцикл оставит прежнюю скорость, но перестанет при этом управляться. Помните, что момент сопротивления качению (МСК) используется как раз для руления. А вот, если хотя бы чуть-чуть повернуть руль, конструкция сложится и начнет наклоняться. При этом, переднее колесо начнет без всякого сопротивления от заднего «убегать» в сторону и вниз. Лоусайт.
Теперь начинается самое интересное! Как бороться со сносом передка. Как бороться со сносом задника. Как не упасть.
Снос передка лечится резким поворотом руля в сторону падения и решительным открыванием газа. Хорошо, если нанос песка или масляная лужа за время вывода закончатся.
Снос задника лечится плавным, но быстрым, выводом руля в курсовую плоскость (прямо). Мотоцикл при этом выпрямится – наклон, вызванный вынужденным контр-рулением исчезнет.
Как не упасть. Самое-самое интересное! Неустанно тренироваться. Знания не помогут за те доли секунды, когда вас понесло. Будет мало места, слишком большая скорость и Страх! Только рефлексы. Чтобы их выработать, найдите время и место, сначала на небольших скоростях, заблокировать задник тормозом. Почуствуйте юз. Затем плавно (!!!) отпустите тормоз. Если отпустите резко – хайсайт. Сорвите задник в юз совсем чуть-чуть. Не можете на асфальте, высыпьте дорожку песка или вылейте ведро воды. Лужу найдите.
Тормозите без причины передком до блокировки. Еще до торможения, приготовьтесь держать руль точно по прямой. Можно даже на руль «стрелку» прикрутить и контролировать ее положение над баком. Ну и
для са-амых отважных и безбашеных – попробуйте в той же луже уйти в небольшой вираж, заблокировать тормозом передок, тут же отпустить, поставить руль прямо и плавно вырулить в сторону падения. Да, пусть у вас с каждого бока метров на 20-ть будет асфальт и не будет препятствий. И-и-и.., пусть для этого упражнения у вас будет чужой мотоцикл.
В любом случае,
если блокировка (проскальзывание) любого из колес для вас будет привычна, вы не упадете…, скорее всего.